Новые фрески при реставрации Спасского храма в Полоцке
Работы по восстановлению настенной живописи в жемчужине древнего зодчества продолжаются 10 лет. Какие еще тайны хранит древняя обитель?
Работа филигранная. Миллиметр за миллиметром реставраторы со скальпелем в руках расчищают стены Спасо-Преображенского храма в Полоцке от пыли, грязи, шпаклёвки и масляной краски. Раскрыто более 800 квадратных метров уникальных фресок, и когда новых открытий уже не ждали, под штукатуркой нашли ещё два изображения.
На открытых фресках изображён Иоанн Златоуст и сцена из Библии. От купола до пола здесь всего две тематики – жизнь монахов и библейские сюжеты.
Учёные пристально изучают и архитектурные особенности храма. На чердаке во всех деталях можно разглядеть крышу XII века. Здесь под слоем штукатурки даже сохранилась берёста, из которой делали жёлоб для сбора воды. Каждый кирпичик заносят в специальную карту.
В храме насчитали около четырёх тысяч графических записей – цифра не окончательная, но даже такие заметки имеют свою ценность для учёных.
Как отмечает Инна Леонидовна Калечиц, докторант кафедры истории Беларуси и славянских народов исторического факультета БГПУ: «Это все исторические источники, какая бы краткая ни была надпись. Например, надпись А Б В – кусочек алфавита, а на самом деле это запись. Плюс мы можем судить о том, какие были игуменьи, неизвестные больше ни по каким источникам, – это игуменьи Анна, Екатерина, Акулина».
Нераскрытой останется совсем малая часть настенной живописи. К примеру, в одном месте была большая ниша, вся расписанная фресками, но приблизительно в XVII веке, чтобы укрепить здание, проём заложили. Стоит ли сейчас разбирать стену, решение пока не принято.
В конце августа в Художественной галерее г. Полоцка состоялась презентация книги В.Д. Сарабьянова "Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке", посвященной изучению фресок этого древнейшего храма Беларуси. На презентации выступили московские, новгородские и белорусские реставраторы, археологи Государственного Эрмитажа, сотрудники полоцких музеев. БГПУ представляла доцент И.Л. Калечиц, работающая над изучением граффити храма в тесном сотрудничестве с российскими и белорусскими археологами и реставраторами.
Справочно
Храм построен в середине 1150-х годов. Как следует из жития Ефросинии Полоцкой, строительными работами руководил «приставник над делатели церковными Иван», который по мнению исследователей опередил своё время, «смело создав совершенно новый архитектурный образ торжественного столпообразного храма», который будет доминировать в древнерусском зодчестве конца XII века (т.н. «русская готика»).
Храм сравнительно небольших размеров, прост в плане, имеет монументальный внешний вид с единственной апсидой. Наиболее характерные черты изначального Спасского собора (затемнённые позднейшими перестройками) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения могло быть народное деревянное зодчество.
Благодаря пониженному западному членению квадратная подкупольная часть выше остального объема. Высокий барабан главы приподнят на особом возвышении, оформленном с каждой стороны трехлопастной кривой ложной закомары, то есть кокошника. Стремясь всячески подчеркнуть вертикальную устремленность столпообразной композиции, мастер Иоанн совершил революцию в древнерусской архитектуре. Чисто готической цели подчеркнуть вертикальную устремленность храма подчинены форма арок закомар, кокошников и даже бровок над окнами, которые во втором ярусе меняют полукруглое завершение на стрельчатое. Таким образом, здесь впервые прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху, вплоть до остроугольных завершений кокошников подбарабанного пьедестала. Чтобы разгрузить своды от нагрузки массивного подбарабанного возвышения и перераспределить часть нагрузки со столбов на стены, зодчий Иоанн заузил боковые нефы.
Спасская церковь Ефросиньевского монастыря представляет собой целиком сохранившийся храм XII века, дополненный надстройками 17-19 веков в области кровли. В 1830-х гг. храм был признан ветхим, но его решили не сносить, а отреставрировать исходя из того, что он представляет «драгоценный для России памятник древнего зодчества».
Измененная конструкция кровли не нарушила средневековую основу памятника, но позволила законсервировать уникальный конструктивный элемент данного объекта — двухступенчатый ряд закомар («кокошников»), декорирующий ступенчатый переход от сводов к подкупольному барабану.