220030, Республика Беларусь, 
г.Минск, ул.Советская, 18
 
Исторический факультет, корп.1
Дневная форма 
получения образования
тел. (+37517) 2264025,
3 этаж, каб. 34
Заочная форма 
получения образования
тел. (+37517) 2264617,
3 этаж, каб. 31

E-mail: hist-fac@bspu.by ; shupliak@gmail.com

kav_hist@mail.ru

Дополнительно

Форма обратной связи




 Студенческая научно-исследовательская лаборатория СНИЛ БГПУ исторический


НАШИ ПРОЕКТЫ:

 


Поиск по сайту:
События
Научная школа исследований в области теории и методики обучения истории в Республике Беларусь

С 1992/1993 учебного года в Республике Беларусь началось создание национальной системы школьного исторического образования. История Беларуси приобрела статус самостоятельного учебного предмета и стала изучаться с 5 по 11 класс. Было положено начало работе по созданию национальных учебных пособий и других компонентов учебно-методического комплекса по предмету. В связи с этим, назрела необходимость совершенствования методической подготовки студентов исторических факультетов высших педагогических учебных заведений и расширения подготовки научных кадров высшей квалификации по специальности «теория и методика обучения и воспитания (история)». 

Отметим, что за двадцатилетний период с начала 1970-х по начало 1990-х гг. белорусскими учеными было защищено всего две кандидатские диссертации по методике преподавания истории и две – по методике преподавания обществоведения.  Первая в Беларуси диссертация по методике преподавания истории была защищена в 1970 г. М.С. Рывкиным и была посвящена исследованию оптимальных путей изучения истории Беларуси в курсе истории СССР.  В 1983 г. И.И. Богданович защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам организации познавательной деятельности учащихся при изучении внешней политики СССР и международных отношений после Второй мировой войны.  Первая диссертация по методике преподавания обществоведения была подготовлена в 1971 г. Д.Я. Казаком.  В центре исследования находилась методика изучения произведений классиков марксизма-ленинизма на уроках по предмету. В начале 1990-х гг. диссертацию, посвященную формированию у учащихся базовых знаний по проблеме человека в процессе изучения обществоведению, защитила В.Н. Гирина.  Коренное изменение структуры и содержания школьного исторического образования в начале 90-х гг. ХХ века требовало расширения тематики исследований и модернизации их теоретико-методологических основ.       

Начало становлению отечественной школы методики преподавания истории в условиях реального суверенитета Беларуси было положено в 1992 г., когда на историческом факультете Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (в то время – Минского государственного педагогического института имени А.М. Горького) была создана кафедра вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории. Ее создание было обусловлено необходимостью концентрации в едином центре исследований в данных областях научных знаний, которые имеют важное прикладное значение в процессе подготовки учителя истории.  С этого времени и по настоящий день кафедра остается единственной кафедрой методики преподавания истории в высших учебных заведениях Республики Беларусь (с мая 2015 г. кафедра преобразована в кафедру всеобщей истории и методики преподавания истории).

С момента образования и до ноября 2008 г. ее заведующим был кандидат педагогических наук, доцент И.И. Богданович, который внес значительный вклад в становление и развитие отечественной методической науки. Так, он разработал и представил в качестве самостоятельной проблему становления и развития национальной системы исторического образования и методики преподавания истории начиная со второй половины ХІХ века;  выявил методические условия повышения эффективности современного урока истории; раскрыл пути реализации воспитательного потенциала школьного курса истории Беларуси и т. д., а также подготовил трех кандидатов наук. 

С 1992 по 2005 гг. сотрудники кафедры занимались научными исследованиями в рамках темы «Формирование национального самосознания школьников и студентов средствами вспомогательных исторических дисциплин». В ее рамках было опубликовано 4 учебных пособия, 7 учебных программ, более 30 научных и научно-методических работ объемом свыше 50 печатных листов, около 100 научно-популярных статей в энциклопедических и периодических изданиях.  В 2006–2010 гг. научно-исследовательская работа кафедры осуществляется по теме «Научно-методические аспекты реализации деятельностного подхода в преподавании истории и вспомогательных исторических дисциплин». По данной теме преподавателями кафедры издано 11 учебных и учебно-методических пособий для студентов ВУЗов и учителей истории, в том числе и первое в Республике Беларусь учебное пособие по методике преподавания истории с грифом Министерства образования Республики Беларусь. 

В 2011 - 2015 гг. сотрудники кафедры выполняли научно-исследовательскую работу по теме "Научно-методические аспекты реализации компетентностного подхода в обучении истории и специальным историческим дисциплинам". В ее рамках были изданы 1 монография и 10 учебных и учебно-методических пособий для студентов исторического факультета и учителей истории. 

В 1999 г. при кафедре вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории начала работать аспирантура по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (история). За период с 1999 по 2010 гг. аспирантуру закончило четыре выпускника, двое из них успешно защитили кандидатские диссертации. Защита кандидатских диссертаций по теории и методике преподавания истории до 2011 г. осуществлялась в единственном в Республике Беларусь специализированном совете, созданном при Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка.  

Первой диссертацией по методике преподавания истории, защищенной в независимой Республике Беларусь, стало исследование С.В. Панова, выполненное под научным руководством И.И. Богдановича. В его ходе автор разработал научно-методические аспекты активизации познавательной деятельности учащихся при изучении отечественной истории. В частности, в своей работе он показал, что важнейшим условием активизации познавательной деятельности учащихся 8–9 классов при изучении истории Беларуси является необходимость определения новых подходов к мотивационным и стимулирующим механизмам формирования познавательных интересов учащихся, которые заключаются в учете жизненного опыта и возрастных особенностей подростков 13–14 лет, использовании в содержании обучения проблемных ситуаций, придании обучению взаимосубъектного характера. В исследовании предлагается новый подход к структурированию учебного материала с помощью структурно-логических схем, опорных конспектов, синхронистических и сравнительно-обобщающих таблиц.  

В исследовании В.В. Гинчук уточнены состав и структура деятельностного компонента содержания исторического образования в старших классах, определены показатели усвоения типичных для проблемно-теоретического уровня изучения истории способов деятельности на разных уровнях учебной деятельности, определен комплекс дидактико-методических условий, обеспечивающих реализацию данного компонента в процессе обучения истории в 10–11 классах. К их числу автор диссертации отнес: соблюдение преемственности в формировании основных умений учащихся на разных ступенях общеобразовательной школы; учёт познавательных возможностей учащихся; деятельностный подход к организации процесса обучения истории; соотнесение этапов урока с этапами учебной деятельности; сотрудничество субъектов учебно-воспитательного процесса; рациональное использование методов и форм обучения. Исследователем разработана и апробирована методика реализации деятельностного компонента содержания исторического образования в процессе обучения всемирной истории в 10–11 классах. 

Выбор темы диссертационного исследования В.Л. Лозицкого (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент С.В. Панов, Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы») обусловлен необходимостью преодоления преобладающего в педагогической практике эмпирического, презентационного и фрагментарного характера использования электронных средств обучения (ЭСО) через реализацию методики их системного применения в соответствии со спецификой изуче¬ния истории Беларуси на проблемно-теоретическом уровне в старших классах. Диссертантом была выявлена специфика применения ЭСО при обучении истории в старших классах, определены методические условия системного применения ЭСО в процессе алгоритмизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников,  определены критерии их содержательного наполнения, создано и экспериментально апробировано ЭСО «Гісторыя Беларусі». Разработанная В.Л. Лозицким методика системного применения ЭСО по истории Беларуси в 10–11-х классах основана на оптимизации обучающей, контрольно-оценочной и корректирующей функций электронных средств обучения и их использовании в сочетании с традиционными компонентами УМК на всех этапах учебно-позна¬вательной деятельности старшеклассников. 

В 2009 г. было успешно защищено диссертационное исследование А.А. Корзюка, которое продолжалось на протяжении восьми лет (научный руководитель – И.И. Богданович). Его предметом явилось формирование устойчивого познавательного интереса у учащихся в процессе изучения ими истории Беларуси в 7–8 классах. В ходе исследования были выявлены критерии определения уровней сформированности познавательного интереса учащихся к изучению истории Беларуси; конкретизировано содержание понятия «устойчивый познавательный интерес учащихся 7–8 классов к изучению истории Беларуси»;   конкретизированы содержательный и процессуальный компоненты общедидактической модели обучения, способствующие переходу  учащихся с ситуативного на устойчивый уровень сформированности познавательного интереса; осуществлена дифференциация и комбинирование методических приёмов и средств обучения в зависимости от уровня сформированности познавательного интереса; разработана и экспериментально апробирована методика его формирования у учащихся 7–8 классов. 

В диссертации Е.В. Лизуновой (научный руководитель – И.И. Богданович) была предпринята попытка обосновать перечень способов учебно-познавательной деятельности учащихся V класса, способствующих усвоению исторических знаний и выработке соответствующих умений и навыков их использования; определить последовательность и методические условия повышения эффективности их формирования; разработать на этой основе методику, предусматривающую поэтапное овладение пятиклассниками способами учебно-познавательной деятельности. Впоследствии соискатель снял диссертацию с  рассмотрения в Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь и впоследствии не возвращался к тематике исследования, сменив сферу деятельности.    

Завершая краткий обзор проведенных исследований, можно констатировать, что все они посвящены актуальным вопросам теории и методики преподавания истории. Перспективными направлениями для организации дальнейших исследований являются такие актуальные для отечественной теории и методики обучения предмету проблемы, как конструирование содержания исторического образования при линейном и концентрическом принципах его построения; формирование у школьников учебно-познавательной мотивации к изучению истории; эстетическое воспитание на уроках истории; формирование у учащихся отдельных личностных качеств или их совокупности; эффективность тестовой проверки знаний по предмету при отборе учащихся в УВО и др.    

Таким образом, проведенный нами анализ развития методики преподавания истории в Республике Беларусь показал, что за сравнительно короткий период в ходе совместной научно-исследовательской деятельности ученых Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка и Республиканского института высшей школы при ведущей научно-методической роли соответствующей кафедры БГПУ было положено начало формированию национальной научной школы исследований в области теории и методики обучения истории. 

Подготовка научных работников высшей квалификации по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (история)

На соискание ученой степени кандидата наук:

Панов С.В.

Навукова-метадычныя аспекты актывiзацыi пазнавальнай дзейнасцi вучняў пры вывучэннi гiсторыi Беларусi ў 8–9 класе.

Год защиты – 1998.

 

Гинчук В.В.

Реализация деятельностного компонента содержания исторического образования в процессе обучения всемирной истории в старших классах.

Год защиты – 2004.

 

Лозицкий В.Л.

Научно-методические основы применения электронных средств обучения по истории Беларуси на третьей ступени общего среднего образования.

Год защиты – 2008.

 

Корзюк А.А.

Формирование устойчивого познавательного интереса учащихся в процессе изучения истории Беларуси в 7–8 классах.

Год защиты – 2009.

 

Основные публикации по результатам исследований

1. Богданович, И.И. Изучение в курсах истории 10-го класса внешней политики СССР и международных отношений после Второй мировой войны (1945–1982): метод. рекомендации для студентов-практикантов и учителей / И.И.Богданович. – Минск: МГПИ, 1982.

2. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе: вучэб. дапам. / І.І. Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009.

3. Багдановіч, І.І. Экспрэс-курс па гісторыі Беларусі для падрыхтоўкі да цэнтралізаванага тэсціравання і экзамену / І.І. Багдановіч, А.І. Багдановіч. – Мінск: ТетраСистемс, 2007. 

4. История Беларуси: пособие для подготовки к централизованному тестированию / под научной редакцией Г.Я. Голенченко, И.И. Богдановича. – Минск: Аверсэв, 2015.

5. Гістарычнае краязнаўства Беларусі: вучэбна-метадычны дапаможнік / І.І. Багдановіч, А.А. Корзюк [і інш.]; пад рэд. А.А. Корзюка. – Гродна: ЮрСаПринт, 2014.

6. Паноў, С.В. Чалавек і свет у 4 класе. Мая Радзіма – Беларусь: вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў агульнаадукац. устаноў / С.В. Паноў. – Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2010. – 163 с.

7. Паноў, С.В. Ад БССР да Рэспублікі Беларусь: выбар шляхоў развіцця. 11-ты кл.: дапам. для настаўнікаў агульнаадукац. устаноў з беларус. і рус. мовамі навучання / С.В. Паноў. – Мінск: АСАР, 2010.

8. Марозава, С.В. Гiсторыя Беларусi, канец XVIII – пачатак ХХ ст.: вучэб. дапам. для 9-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / С.В. Марозава, У.А. Сосна, С.В. Паноў; пад рэд. У. А. Сосны. – Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2011.

9. Фамін, В.М. Гісторыя Беларусі, другая палова 1940-х гг. – пачатак ХХІ ст.: вучэб. дапам. для 11-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / В.М. Фамін, С.В.Паноў, Н.М. Ганушчанка; пад рэд. В.М. Фаміна. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2013.

10. Паноў, С.В. Гісторыя Беларусі ў 9 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў  устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання / С.В. Паноў, В.В. Швед, Н.І. Дзярабіна. – Мінск: Нар. асвета, 2012.

11. Паноў, С.В. Урокі па вучэбным прадмеце «Гісторыя Беларусі» у 9 класе: дапам. для настаўнікаў  устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання / С.В. Паноў. – Мінск: Сэр-Віт, 2015.

12. Паноў, С.В. Гісторыя Беларусі ў 11 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў  устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання / С.В. Паноў. – Мінск: Выд цэнтр БДУ, 2015.

13. Гинчук, В.В. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении всемирной истории в 10 классе: метод. пособие  / В.В. Гинчук; под науч. ред. И.И. Богдановича. – Минск: БГПУ, 2004.

14. Гінчук, В.В. Гiсторыя Беларусi са старажытных часоў да канца XVIII ст.: эксперым. практыкум для 11-га кл. ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне агул. сярэд. адукацыі, з беларус. і рус. мовамі навучання з 12-гад. тэрмінам навучання / В.В.Гінчук. – Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2004.

15. Асновы ідэалогіі беларускай дзяржавы. 8–11 класы: дапаможнік для настаўнікаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі, з беларускай мовай навучання з 11-гадовым тэрмінам навучання / Н.П.Дзенісюк, В.В. Гінчук і інш. – Мінск: Нар. асвета, 2006.

16. Обществоведение: учебное пособие для 11-го класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / [М.И. Вишневский, В.В. Гинчук и др.]; под ред. М.И. Вишневского. – Минск: Нар. асвета, 2010.

17. Гинчук, В.В. Обществоведение в 11 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Гинчук. – Минск: Нар асвета, 2012.

18. Гінчук, В.В. Гісторыя Беларусі ў 10 класе: вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / В.В. Гінчук. – Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2014.

19. Лазіцкі, В.Л. Гісторыя Беларусі: поўны курс падрыхтоўкі да тэсціравання і экзамену: у 3 ч. / В.Л. Лазіцкі; пад агульнай рэдакцыяй У.Н. Сідарцова. – Мінск: ТетраСистемс, 2007. 

20. Лозицкий, В.Л. Научно-методические основы создания и применения электронных средств обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла (на примере истории): монография / В.Л. Лозицкий. – Минск: РИВШ, 2009. 

21. Лозицкий, В.Л. Практикум по педагогике: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям / В.Л. Лозицкий, Е.Б. Микелевич. – Пинск: ПолесГУ, 2010.

22. Лозицкий, В.Л. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплинам социально-гуманитарного цикла: научно-методические основы создания и системного применения: монография / В.Л. Лозицкий. – Минск: РИВШ, 2012.

23. Лозицкий, В.Л. Педагогика: задания практикума / В.Л. Лозицкий, Е.Б. Микелевич; под общей редакцией В. Л. Лозицкого. – Пинск: ПолесГУ, 2012.

24. Лозицкий, В.Л. Информационная компетентность как основа системного применения информационно-коммуникационных технологий в высшем образовании (на примере преподавания социально-гуманитарных дисциплин): монография / В. Л. Лозицкий. – Пинск: ПолесГУ, 2013.

25. Корзюк, А.А. Шляхi фармiравання пазнавальнага iнтарэсу вучняў у працэсе вывучэння гiсторыi Беларусi ў школе (канец XVIII – пачатак XX ст.): метад. дапам. / А.А. Корзюк; пад навук. рэд. I.I. Багдановiча. – Мiнск: БДПУ, 2005.

26. Корзюк, А. А. Вывучэнне гісторыі Беларусі канца XVIII – пачатку ХХ ст. у агульнаадукацыйнай школе: вучэб.-метад. дапаможнік / А. А. Корзюк; пад рэд. докт. гіст. навук, праф. М. М. Забаўскага. – Мінск: БДПУ, 2010 (2-е выд. – 2011).

27. Корзюк, А.А. Беларускія землі ў складзе Расійскай імперыі: фарміраванне індустрыяльнага грамадства і нацыі (канец XVIII – пачатак ХХ ст.): 9-ы клас: дапам. для настаўнікаў агульнаадук. устаноў з белар. і рус. мовамі навучання / А.А. Корзюк, С.В. Паноў. – Мінск: АСАР, 2010.

28. Корзюк, А.А. Беларускія землі ў складзе Расійскай імперыі: фарміраванне індустрыяльнага грамадства і нацыі (канец XVIII – пачатак ХХ ст.): 9-ы клас: дапам. для вучняў агульнаадук. устаноў з белар. і рус. мовамі навучання / А.А. Корзюк, С.В. Паноў. – Мінск: АСАР, 2010.

29. Корзюк, А.А. Выкарыстанне дакументальнага матэрыялу пры вывучэнні гісторыі і грамадазнаўства / А.А. Корзюк, Н.А. Дзямідава. – Мінск: Мінск. абл. ІРА, 2012.

30. Корзюк, А.А. Уроки по учебному предмету “История Беларуси” в 6 классе: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / А.А. Корзюк. – Минск: Сэр-Вит, 2014.  

31. Корзюк, А.А. Уроки по учебному предмету “История Беларуси” в 8 классе: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / А.А. Корзюк. – Минск: Сэр-Вит, 2014.  

32. Корзюк, А.А. Арганізацыя краязнаўчай работы пры вывучэнні гісторый Беларусі ў сярэдняй школе: дапаможнік для педагогаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі / А. А. Корзюк. – Мазыр: Белы Вецер, 2015.

33. Лизунова, Е.В. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении истории в 5 классе: учеб.-метод. пособие / Е.В. Лизунова; под. ред. И.И. Богдановича. – Минск: БГПУ, 2007.  

34. Земнова, Е.Т. Формирование правовой компетентности учащихся при изучении курса «Человек. Общество. Государство»: учеб.-метод. пособие / Е.Т. Земнова; под науч. ред. И.И. Богдановича. – Минск: БГПУ, 2005.   

35. Корзюк, А.А. История Древнего мира: 5 класс: практикум: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. языками обучения / А.А. Корзюк, Д.О. Косякова. В 2 ч. Минск: Экоперспектива, 2016. 

36. Корзюк, А.А. История Средних веков: 6 класс: практикум; пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. языком обучения / А.А. Корзюк, Д.В. Кийко. Минск: Экоперспектива, 2016.